Отмечать Пурим — это одна из семи заповедей от наших мудрецов. Примечательно, что эта обязанность также составляют семь заповедей.

 

  • Первая - это чтение свитка Мегилат Эстер;
  • вторая - это исполнение «мишлоах манот»;
  • третья - это преподношение подарков бедным;
  • четвёртая - это чтение ТОРЫ;
  • пятая - это произнесение вставки «Аль ганисим» в «Шмонэ-эсрэ» при чтении «Биркат гамазон»;
  • шестая - это проведение весёлого пира;
  • седьмая - это запрет на траур и пост.

 

бо так сказал Бог: когда пройдут семьдесят лет вашего пребывания в Вавилоне, тогда я вспомню вас и исполню доброе слово Моё о вас, чтобы возвратить вас в место сие." (Иер.9:10)

Праздник начинается постом Эсфири (תענית אסתר) в течение 13-го дня месяца Адара в память поста, наложенного царицей на себя, на слуг и на всех евреев города Шушана. Праздничными днями являются 14-е и 15-е адара, которые по постановлению Мордехая и Эсфири были назначены как «дни пиршества и веселия».  

ПУРИМ (ивр. פּוּרִים‎, от аккадского пуру — жребий) — праздник, установленный, согласно библейской Книге Эсфири (Эстер) в память спасения евреев, проживавших на територии Персидской империи от истребления их Аманом-амаликитянином, любимцем персидского царя Артаксеркса (Ахашвероша, V в. до н. э.). История праздника такова. С помощью жребия советник царя Аман определил день - 13 адара, когда следовало истребить евреев Персии. Именно евреев потому, что перед этим заносчивым сановником все, по его указу, должны были становиться на колени, а возле дворца ему на глаза все время попадался Мордехай, родственник жены царя, и не преклонял колен. Говоря что, на колени евреи становятся только перед Б-гом. Пошел Аман к царю и доложил - в царстве твоем есть народ гордый, непокорный. Разреши, чтобы в назначенный день любой мог убить еврея, а его имущество взять себе. А я, за это еще и пожертвую в казну 10000 серебренников. Указ об истреблении евреев Ахашверош подписал с легкостью, т.к. слово «евреи» ничего ему не говорило и он не знал, что его жена Эстер (Эсфирь) - еврейка. А Мордехай потому и проводил дни и ночи у дворца, что обещал это своей воспитаннице - сироте. Ей, молодой царице, было одиноко и страшно вдали от родного дома. Случилось так, что в одну из ночей Мордехай услышал разговор двух стражников, замышлявших убить царя. Немедленно донес на них, преступников схватили, а его поступок записали в дворцовые книги. 

В одну из следующих ночей царю не спалось и ему читали эти книги. Узнав, что его спаситель еще никак не награжден, он позвал Амана и спросил, как следует поступить с человеком, которому царь многим обязан. Аман почему-то решил, что царь хочет наградить его и сказал, что такого человека нужно одарить дорогой одеждой, посадить на хорошего коня, а коня провести по улицам столицы, громко объявляя: «Так поступает царь с теми, кто оказывает ему услугу». Царь согласился и приказал Аману наградить Мордехая именно так. Аман разозлился еще больше, ведь он даже уже выбрал дерево, на котором собирался Мордехая повесить 13 адара. 
Мордехай рассказал Эстер о планах Амана и попросил сделать все для спасения евреев. Эстер пригласила царя (и Амана) на пир, который так понравился ему, что он обещал исполнить любое ее желание. Бросившись царю в ноги, Эстер стала молить его отменить указ об истреблении евреев. Ахашверош страшно разгневался на Амана, вышел в сад обдумать ситуацию и, вернувшись, застал Амана у ложа Эстер! Тот молил ее о заступничестве, но, объявив, что Аман покушался на честь царицы, Ахашверош приказал повесить его на том самом дереве, на котором советник собирался повесить Мордехая. Но царский указ не мог быть отменен, и пришлось царю издать еще один: евреям разрешалось защищать свою жизнь и свое имущество и забирать, в случае победы, имущество того, кто на них нападал. Так коварный замысел Амана обернулся против него самого и всех, кто выступил против евреев.
 
С тех пор два дня после этой даты стали днями празднования и пира, в еврейских общинах проводятся театрализованные представления, карнавальные шествия, принято посылать знакомым праздничное угощение. Пекут маленькие треугольные пирожки с джемом или маком, они называются гоменташи (уши Амана). Хотя к вину в еврейской традиции отношение сдержанное, именно про этот день в Талмуде сказано: В Пурим обязательно напиться так, чтобы не отличать «проклятий Амана» от «благословений Мордехая». В канун праздника в синагогах читают «Свиток Эстер» и при каждом упоминании имени Амана стучат трещотками.
 
Согласно существующим уже 2300 лет (с момента написания свитка Эсфирь) правилам, каждый писец, переписывающий свиток Эсфирь, обязан писать в именах сыновей Амана некоторые из букв маленькими и одну большой. При взгляде на имена, записанные в столбик, тут же бросаются в глаза буквы ת «тав», ש «шин» и ז «заин», отличающиеся от остальных букв своим уменьшенным размером, и буква ו «вав» в последней строчке, написанная так, что она опускается намного ниже строки. Возможно это указание на год, когда произошли события, похожие на Пурим, хотя и при более трагичных обстоятельствах. В еврейской традиции каждая буква имеет числовое значение, и год принято записывать не цифрами, а буквами. Таким образом, ת соответствует числу 400, ש — 300, ז — 7. Вместе — 707. Большая ו (её числовое значение — 6) возможное указание на шестое тысячелетие — пятитысячные годы.
В Талмуде существует мнение, что когда все книги Пророков и Писания будут забыты, книга Эстер не забудется и праздник Пурим не потеряет своего значения. Утверждается даже, что Πурим столь же велик как тот день, в который Тора была дана на горе Синае.

Ждём вас, дорогие друзья в Центральной синагоге, по адресу: г. Пермь, ул. Екатерининская, 116, т.  (342) 236-44-67.

Мудрость нашего народа

Сделай учение для себя непременной обязанностью. Абот

 

Библиотека синагоги

Библиотека (Екатерининская, 116) работает по четвергам с 12.00 до 15.00.

 

 

 

Благотворительный взнос

Центральная синагога города Перми

Адрес: Россия, Пермский край,  г. Пермь, ул. Екатерининская, д. 116.  

Контактные телефоны (342) 236-44-67, 236-43-39.

holy bible